Студия дизайна
палубных покрытий
Москва (499) 686-02-75        Санкт-Петербург (812) 322-91-18

"Легкая палуба своими руками и … головой", Владимир Рокот

Владимир Рокот

 

Легкая палуба своими руками и … головой

 

Заметки капитана маленькой яхты

для нижних чинов, свободных от вахты

 

Встреча с балтийскими феями

Такая улыбка не тренируется пиаром, она дается от рождения как дар свыше, и всегда сияет под золотыми волосами. А может, наоборот, это золото волос подсвечивает улыбку. Маяк виден издалека. На него я безошибочно выхожу какими-то дворами промзоны близ Москвы реки.    Так жарким летом я был любезно встречен феей в офисе Baltic Boats Company в одном шаге от приобретения давно присмотренного на выставках и у более успешных коллег палубного покрытия isiteek (изитик). В названии угадывается и сочетание «это - тик», и многообещающее «легкий тик».  Легкий, в смысле, что с ним будет технологично работать своими руками. Хотя мне давно уже предлагали привезти яхту в Петербург: там сделают мастера. Предлагали прислать хотя бы лекала. Но страсть к самостоятельному творчеству пресекала попытки воспользоваться помощью профессионалов.

Немножко надуваюсь как старый морской волк перед хозяйками офиса. Передо мной уже два маяка. Ярко горящий первый, и только разгорающийся второй. Просто младшая девушка только осваивает сложную профессию морского дилера.  Малая беседа идет по возрастающей: от погоды к безграничным возможностям компании.  И вдруг Ваш покорный в расцвете сил, перенесший не один шторм, не очень страдающий от морской болезни понимает, что теряет координацию. Повело.  Как будто пол уходит из под ног. Может приступ гипотонии от жары и долгого прямохождения?  Прилечь бы. А то вдруг неконтролируемо упаду. Стараюсь не показывать растерянности, чтобы не испугать девушек. Но девушки не испугались, а засмеялись: «Это у нас от волн после каждого проходящего судна дебаркадер покачивает». Хватаюсь глазами за горизонт и восстанавливаю равновесие. Не так все плохо. Как-то упустил из виду, что офис «боатс компани» просто обязан находится на плавучем сооружении.

Переходим к деловой части. Расчет: три квадратных метра покрытия в виде ленты из двух «досок», клей для соединения лент между собой, герметик для фиксации имитации палубы к поверхности лодки.  Вандербильды и Морганы могли не интересоваться стоимостью яхты и комплектующих.  Яхтенные снобы любят повторять, если вы спрашиваете сколько стоит яхта, то вам яхта не нужна.  Для большинства водного населения нашей страны и мира бюджет возводится в культ.  Востребованы бюджетные машины, бюджетные яхты и все прочее, что некоторые стыдливо называют недорогими. Выясняется, что весь комплект есть в Москве, и по счастливой случайности человек, у которого все это складируется, живет о двух кварталах от моего дома. Так я понимаю, что в данном случае доставка на порог - не опция компании, а счастливая уникальная любезность старшей феи.  На все про все ушло менее 15 тыс. рублей. Эти цены из-за очередного экономического кризиса могут остаться в прошлом.  Товар заграничный, понимаете.

Тем временем золотистая фея записала наше соглашение на листочек, сфотографировала телефоном и отправила мастеру. Дескать свяжетесь, заберете и расплатитесь с ним. Что и было сделано дня через три-четыре. Никто не опаздывал и никто не торопился. И только некоторое время спустя я понял, что мастер завис не где-то, а в самой столице с выполнением очередного заказа более емкого, чем мой. Я еще не знал тогда, что в палубном деле требуется непрерывность процесса и особый психологический настрой, который нельзя прерывать.

Прощаюсь с девушками, радостный, что не упал на их глазах. Как мне понравился этот дебаркадер Али-бабы, простите, Би Би Си.  Сколько всего полезного для мореходов можно заказать в этой балтийской компании на Москве реке.

 

Палубная гомеопатия…и терапия

С юных лет я несколько старомоден. И вовсе не потому, что родился еще до полета Гагарина, между прочим, члена редколлегии журнала «Катера и яхты». Мои корабельные пристрастия лежат в еще более ранних эпохах. Я не просто полюбил парус, я полюбил гафельный парус. Сам себе психоаналитик понимаю, что импринтинг произошел со знакомства с корабликом Джошуа Слокама – первого одиночного кругосветного мореплавателя. Я шел за ним мысленно, а когда удавалось и телом. Однажды был готов целовать песок на одной из его стоянок. Начинал с судомоделизма. По малолетству стал даже чемпионом родного города (восьмимиллионного тогда) к классе настольных моделей старинных парусников. Постоянно изучал корабельную архитектуру. И почувствовал завораживающее влияние разглядывания палубы, пусть даже моделей кораблей. Это - как сеанс гипноза.  Протяженные доски, их гармоничные изгибы, единство природного и рукотворного вызывали почти медитативное состояние у юного мастера. Сколько фотохудожников сделали себе имя, снимая палубный настил, уходящий по планшир в волны. Участвуя в разработке специальных интерьеров по программе психодизайна, я не раз предлагал имитировать палубу в жилых и рабочих помещениях, где находятся специалисты экстремального профиля деятельности. Надеюсь, что вскоре такие фрагменты условного пола появятся и на Международной космической станции.

Существует детская болезнь настольного судомоделизма – заботится более о внешнем виде создаваемой иллюзии, чем о прочности и функциональности конструкции.  Автор ею немного переболел и приобрел устойчивый иммунитет. Как оказалось, некоторые современные малые судостроители от этой болезни так и не избавились.

Первое парусное судно, а не модель, построил на Байконуре из обломков космических кораблей. Правда, к этим обломкам пришлось добавить хорошую двухместную резиновую лодку. В те далекие 80-е годы обломки свозили на одну большую свалку, ограниченно доступную для мастеров-любителей. Судя по неудачным космическим стартам последних лет, нынешние домашние умельцы снимают детали прямо с готовых ракет еще до старта.  Парус оказался хорошей компенсацией наземно-космической жизни в казахстанской пустыне.   На той лодочке позднее пришлось выдержать ветер до 18 м/с на Чудском озере. Благо, укрылись на о. Пийрисаар. Тогда во всей Псковской области ураган не оставил ни одной целой яхты.

На относительно небольших яхтах начал ходить, уже работая в Ленинграде. Но больше проводил время в двух взаимодополняющих военно-морских учреждениях – архиве и музее.  Посетив множество кораблей и учебных парусных судов заметил, что увереннее чувствуешь себя именно на деревянной палубе.   Мечта иметь собственное судно никогда не покидала меня, а судомодельное прошлое сыграло со мною злую шутку.  Я искал небольшой кораблик с гафельным вооружением.  Хотелось много лакированного дерева и меди (мой металл по гороскопу).    Маленький тендер совершенно бы подошел. А еще хотелось бы управлять румпелем, который дает более полное единение с судном, чем инерционный штурвал, да и к тому же формирует плечи и торс лучше любого спортивного тренажера. Сколько эскизов подготовил, на сколько шлюпок глаз положил.

 

Вот незадача

И продолжал я поднимать паруса на чем придется, живя надеждой. Ан нет, в конце первого десятилетия нынешнего века на российском рынке появилось малосерийное судно-почти-моей мечты. Сознательно не называю питерскую фирму, которой не хочу делать рекламу. Замечу только, что пират должен висеть на рее. Ребята-пираты провалили так много обещавшее дело низким качеством работ и затягиванием сроков. Они оказались «судомоделистами» хуже меня. Релинги на рубке едва прихватили саморезами, коробку руля согнули чуть ли не из жести, и еще многое было сделано наспех. Но зато они предоставили возможность наблюдать за процессом практически с нуля. Приходилось разве что не жить на их верфи.

А какой был замысел. Линейка североамериканских швертботов атлантического побережья середины XIX века. Матрицы они купили, а чертежи где-то потеряли, особенно, что касалось рангоута и такелажа.  Коварные конкуренты недопоставили или исказили секретные материалы, чтобы не допустить русских на мировой рынок.  На рабочих англоязычных чертежах-синьках вся каюта отдана под унитаз. Вряд ли это было целью прорывного отечественного проекта. После удовлетворения взаимных претензия удалось вывезти на трейлере (искреннее спасибо другой питерской морской фирме) с верфи вполне приличный черно-белый корпус (4,5 м) с большим пером руля и румпелем хорошего красного дерева.  На день приемки оказалось, что парус и мачта вовсе не готовы. Судостроители предлагали отдать на мачту хороший алюминиевый профиль. Вежливо отказался. Поэтому все это пришлось изготавливать самому.  Мачту делал по технологии, подсмотренной при строительстве фрегата «Штандрат». Молодая хрупкая девушка электрорубанком превращала бревно в брус, брус в восьмигранный цилиндр, и доводила последний до круглой в сечениях мачты. Мне пришлось иметь дело не цельными стволами, а пакетами из схваченных эпоксидкой досок. Справился. Так же изготовил гик и гафель. Хороший парус сшили энтузиасты из Института парашютостроения в Москве.

Имея столько рангоутного дерева на судне, начинаешь мечтать о деревянной палубе. Надо сказать, что головное судно фирмы было покрытом искусственным палубным покрытием, а некоторые большие экземпляры имели дерево натуральное. С деревянным палубным покрытием стилизация яхты под старинное рыболовное судно бы считаться завершенной. Учитывая, что в то время в корабельной архитектуре преобладали черный корпус и белая рубка.

Первую навигацию яхта «Ситка», названная в честь бывшей столицы Русской Америки, прошла испытания на подмосковных водохранилищах.  Во вторую навигацию мы вышли в Выборгский залив, благополучно объехав на трейлере по питерской кольцевой дороге улицу Ольги Берггольц, где мастера-балтийцы могли бы поставить палубу.  Третью навигацию яхте-под-старину начинать лысой было бы неприлично.  И тут звезды совпали.

Беда, что большинство пластиковых яхт делаются лысыми. Функционально пластиковая палубы надежнее деревянной: не трескается, не течет и пр. пр.  Другие технологии и другая эстетика. Выросли целые поколения яхтсменов, не драивших деревянной палубы. Действительно, нашивать доски (дорогие тиковые доски!) на небольшую яхту расточительно. Зачем удваивать стоимость того, что уже вполне функционально и эстетично.  Все изменилось с нынешнем веке, когда стали доступны технологии имитации палубного покрытия. Тот же пластик, но по другому организованный в пространстве. И этот новый пластик стал востребованным не столько из-за красоты, сколько из-за сопряжения с глубинными слоями нашей психики. Палубные доски использовали века, а гладкую пластмассу только полстолетия. Назад к природе, к корням, к стабильности!  В обращении к старинным интерьерам, деревянным и псевдостарым домам, стилю рустика мы ищем психологический комфорт. И рай вовсе не потерян.  Наши ощущения дорого стоят. Из них и складывается жизнь.  Изитик это - не визуальная иллюзия, это реальность, ощущаемая всеми органами чувств: тактильная, тепловая, пространственная. Это желание пройтись по палубе босыми ногами, почти как по дереву, а не антискользящему покрытию, напоминающем кожу старой акулы.

 

Получили желаемое

 Динамика процесса такова: март, Московское боут шоу – предварительная договоренность; конец мая – заказ и доставка материалов, самостоятельна покупка инструментов.  Для работы с изитиком, прежде всего, нужен нож, условно называемый канцелярским. Этот инструмент имеет отбрасываемые сработанные лезвия. Подойдет и классический сапожный.

   Лето с требуемой среднесуточной температурой наступило сразу же после поставки материалов и комплектующих.  Первая неделя июня ушла на подготовку и установку покрытия на яхту, стоящую на трейлере по тентом. На воде этим заниматься - себе дороже. Приходилось аврально чехлить лодку, сберегая ее от частых неожиданных осадков. Трудности с погодой -  дело случая и везения, но лучше работать под крышей. И температуру для связующих выдержать легче.

 Разумеется, под крышей выклеиваются все фрагменты палубы. Обязательно стоит посмотреть видеофрагмент-инструкцию на сайте компании. В рекламе инструментов часто показывают аномально здоровых индивидов, в руках которых   все приспособления кажутся маленькими и удобными. В реальности все не так. В этом ролике габариты и спокойствие мастера имеют значение. Среднему потребителю до них далеко. Важны так же ровная поверхность для разделки ленты и выкладывания готовых фрагментов. Необходимы опыт обращения с ножом и сила кисти. Это появляется на второй день работы. Первый следует потратить на тренировки. А нарезанные фрагментики покрытия можно сдать компании-поставщику для рекламы или раздарить друзьям на сувениры.

Предельно важен психологический настрой на длительную кропотливую работу, не прерываемую ни сном, ни пивом, ни советами. Что-то похоже на работу с фреской: молитва, поставленной дыхание, личное участие в сюжете и ограниченное время на работу.

Само изготовление фрагментов палубы велось на дачной террасе, превращенной в лодочный сарай к радости всех проживающих и привыкших к подобной трансформации за многие годы. К этому стоит добавить еще несколько дачных помещений, объединенных в судоверфь.   Для покрытия выбираю крышу рубки и лючок кормового рундука. Крышу потому, что она видна сразу. Еще на ней любят лежать тем самые свободные от вахты нижние чины.  С лючком работаю из соображений эстетических. Рядом с ним приятно сидеть рулевому.

Сделать общий палубный мат для рубки просто.  Набираем двойные ленты в три фрагмента: центральный и два боковых. Ленту до этого из рулона необходимо размотать в линию. Пусть отлежится в горизонтальном положении. И не забудем грузики, лучше металлические весом в кирпич-другой.  Используем прозрачный клей для ленты, которая имеет пазы, как доска-вагонка.  Затем соединяем три фрагмента в один, обрезаем по контуру края. К косым торцевым срезам приклеиваем разрезанные в одну «доску» ленты пазовой (черной) стороной.  Клей в тубах с рожками прощает некоторые ошибки мастеру и хорошо счищается наждачной бумагой или ножом. Самонадеянно пренебрегаем рекомендациями сайта компании использовать шаблоны. Размечаю прямо не палубе, т.е. крыше рубки. Хорошо хоть режу на фанере.  Простите, больше так не буду. Крыша рубки не плоская, а выпуклая, может, даже двояковыпуклая. Без геометрии Римана и Лобачевского не разберешься. Поэтому деревянную палубную рейку класть на нее затруднительно. Собранный изитиковый мат ложится на крышу почти идеально. Только два квадрата такого единого покрытия весят достаточно много. Мы работаем в четыре руки. Две из них -  моего отца, который старше самого Гагарина.  Здоровые нижние чины, которые могли бы заметить корабельных подмастерьев, обещали принять участие в работах  в  удобное им  время.   И без них справились с первого раза. Уверяю, что раз положенный на герметик мат уже не сдвинуть. Удержать его вес одному человеку затруднительно, а положить по месту аккуратно вообще невозможно. Изитик уже не раскатывается, а сопрягается с палубой строго вертикально. С прижиманием краев можно не торопиться, герметик схватывает не мгновенно. С краями все равно надо что-то делать, как-то оформлять, особенно с торцевых частей. Благо, примеры подсмотреть можно. Фирма предлагает два герметика– черный и белый, в зависимости от того, как вы хотите перепачкаться.

Мы выбрали черный под цвет имитации пазов. Выдавливать герметик надо из экструдера, а не торговой упаковки, напоминающей колбасу перетянутую с концов металлическими колечками. Мы уже имели опыт заделывания щелей этим добротным составом. Не лишними будут несколько пар резиновых перчаток и некоторое количество одежды, с которой не жалко расстаться.  Предпочитаю работать в старых офисных рубашках, которые на верфи становятся одноразовыми. Это своего рода месть-компенсация за бесцельно проведенные в кабинетах дни. Герберт Уэллс, фантаст и реалист одновременно, тонко подметил в одном из романов, что немного следов смолы на форме не портят яхтсмена, а придают завершенность его стилю.

Конечно же для полного эффекта некоторые детали надо делать из настоящего дерева, например, из доступной дубовой половой или мебельной доски. Как-то мои домашние не заметили, что я легко согласился купить кухонную мебель из массива дуба.  Уже не первый год на этот массив плотоядно, точнее, как бобер, облизываюсь. Вот из этого я сделаю сдвижной люк в каюту, это пойдет на решетку, это на планшир.  И все-таки палубный пластик дает больше технологических возможностей, чем палубная доска. Изитик можно ставить, не мучаясь с крепежом, на самые небольшие палубы; хоть на виндсерф, хоть на гребную лодку. Линии вдоль корпуса зрительно увеличивают размерения судна, делают его образ более респектабельным и надежным. Разумное сочетание изитика и дерева - путь к оптимизации технологии и расходов.

Впрочем, заговорился.  Скоро следующая навигация, а палубные работы еще не начинались. Мы поймаем и погоду, и удачу, и настроение. Следующие метры ленты буду выкладывать с учетом приобретенного опыта. Как ни парадоксально, он состоит в том, что лучше довериться профессионалам.  Велик соблазн отогнать лодку к питерской поэтессе (адрес компании не забыл).  Борюсь, потому что работа на своей лодке – это тоже часть настоящей жизни.  Надеюсь, палуб и изитика хватит всем и профессионалам, и любителям по всей стране.

В заключение хотел бы добавить строки из британской классики, которые иногда используют в эпиграфе. «Быть может, другие труды превосходят наш труд глубиною мысли и проникновением в природу человека, …но что касается безнадежной правдивости …. Мы не сомневаемся, что упомянутое качество привлечет к нашему труду внимание серьезного читателя и повысит в его глазах ценность нашего поучительного рассказа».

 

 

 

Список иллюстраций

 

  1. Многие яхты рождаются «лысыми».
  2. Многие яхты так «лысыми» и остаются. Хорошая яхта «Факт».

  3. Первая навигация «Ситки».
  4. «Фирменная» крыша рубки.
  5. Ленты, собранные в заготовки.
  6. Собранный палубный мат.
  7. Пробный лючок на рундуке.
  8. Общий вид.
  9. Зона повышенного комфорта.
  10. Под историческим флагом Российско-американской компании.


>  Другие материалы