Москва (499) 686-02-75 Санкт-Петербург (812) 322-91-18
Синтетическое палубное покрытие обычно изготавливают из пластиковых композитов (чаще поливинилхлорид «уличного» класса) их можно рассматривать как альтернативу природному тику. Внешний вид многих настилов копирует натуральную древесину, некоторые, в силу универсальности пластика, дают целую гамму типов и цветов, позволяющую оригинально оформить палубу лодки.
Есть несколько важных преимуществ: необременительный уход и ремонт, устойчивость к механическому износу и выцветанию, воздействию солнца и химических веществ. Добавим сюда простоту производства, хотя она у разных продуктов различается. Учитывая запрет на импорт тика из Бирмы, доступность пластикового аналога тоже можно отнести к плюсам. Среди положительных качеств — небольшой вес и лучшая звуко и термоизоляция, хотя многое зависит непосредственно от толщины пластика (варьируется от 4 до 15 мм).
Если вы не зацикливаетесь на традиционной деревянной палубе, то некоторые синтетические материалы могут обеспечить практически неограниченные возможности для авангардного дизайна. Например, компания FLEXITEEK INC предлагает на выбор 4 основных цвета плюс три оттенка швов.
Наш опыт применения синтетических настилов весьма положительный. Палуба на судне RIB нашего коллеги и производителя катеров Александр Тараненко покрыта Flexiteek, и он полагает, что этот материал по сцеплению подошвы с поверхностью не уступает натуральному дереву.
«Синтетический тик отлично работает на моем катере, причем положить его оказалось намного быстрее, чем настоящее дерево, — поясняет Александр — Особенно мне нравится то, что палуба не требует особого ухода: для такой лодки, как RIB, это очень ценно, ведь там постоянно мокро. Единственный минус — в жаркие дни пластик нагревается сильнее древесины. Удивительно, но Flexiteek дает отличное сцепление даже будучи влажным, и это очень важно для обеспечения безопасности на борту».
Так же владельцы суден из стеклопластика утверждают, что даже погруженная в воду купальная платформа не становится опасно скользкой. Другие синтетические настилы также обладают близким к синтетическому «дереву» сцеплением, которое всегда превосходит таковое у любых нескользящих поверхностей стеклопластика.
Зачастую синтетические настилы настолько похожи на древесину, что заметить разницу можно, только положив их рядом с натуральным материалом. Некоторые компании производят поручни, планшири, отбойники, упоры для ног и другие изделия из синтетики, а гости и не догадываются, что имеют дело с заменителем дерева. Синтетический аналог Flexiteek напоминает дерево не только визуально, но и по тактильным ощущениям.
Столешница из дерева в сочетании с синтетическим настилом |
Задача частичной замены деревянного настила на судне была решена использованием Flexiteek Vintage. Таким образом мы добились гармоничного сочетания тиковых ступеней и синтетического пола. |
Все дело в цвете. Наш опыт и отзывы других яхтсменов говорят о том, что синтетическое дерево одного и того же оттенка на полуденном солнце может нагреваться чуть больше по сравнению с натуральным. Именно поэтому производители часто стараются выпускать более светлые заменители, которые меньше греются. Например, компания Flexiteek INC предлагает продукт под названием Flexiteek White, настил белого цвета. Производитель заявляет, что «флекситик вайт» в среднем на несколько градусов холоднее. Похожий, более прохладный материал можно встретить и у других производителей.
В этом одно из самых приятных преимуществ пластикового аналога. Общие рекомендации сводятся к тому, что следует избегать контакта материала с моторным маслом, соляркой и ацетоном, не использовать щетки с черной базой. Материалы непроницаемы для воды, и любые пятна остаются на поверхности, и не нужно беспокоиться о том, что на палубе нельзя разделать рыбу, капнуть крем от загара или уронить поднос с едой. Обычно чистка такого настила сводится к протирке мыльным раствором и водой. При сильном загрязнении следует применять жесткие нейлоновые щетки и специальных химических средств от производителя поливинилхлорида. Кроме того, в отличие от деревянных палуб, пластик не боится мойки под высоким давлением, что оценит загруженный работой экипаж. Если на поверхности образовалось пятно, с которым не справилось моющее средство и вода под напором, его ошкуривают наждачной бумагой (зернистость 40).
Синтетические материалы чрезвычайно износоустойчивы благодаря высокой плотности: удельный вес тика 690 кг/м3, тогда как у поливинилхлорида он в два раза больше — 1380 кг/м3, и такой настил очень устойчиво к ударному воздействию. Хотя синтетические материалы и защищены от ультрафиолета, со временем поливинилхлорид может темнеть, но это легко исправить той же наждачкой (шкурить следует только вручную). В отличие от древесины, ошкуривание пластика удаляет лишь поверхностный тонкий слой, поэтому процедуру можно проводить многократно. Это еще один большой плюс, так как количество циклевок дерева толщиной 4 мм строго ограничено.
Другой серьезный момент — вода. Даже самый плотный деревянный настил не любит лужиц воды, которые всегда остаются в открытых полостях или углублениях от головок саморезов. Синтетические материалы не гниют и не пропускают воду, посему контактирующие с водой элементы, вроде кормовой платформы, лишь выиграют от пластикового аналога. К тому же на поливинилхлориде гораздо реже растут водоросли.
На удивление просто. Крупные выемки и зарубины, которые не удалить наждачной бумагой, можно устранить с помощью наполнителя. В некоторых случаях используется «колбаска» из поливинилхлорида, которая «заваривает» выемку, а в других расплавленный пластик заливается в трещину или выбоину. Поскольку синтетические настилы изотропны, то есть обладают одинаковыми свойствами во всех направлениях, лишняя часть «заплатки» просто срезается, а поверхность ошкуривается, и следы ремонта становятся практически или даже полностью незаметны.
Древесина является самым экологически чистым и бесконечно обновляемым ресурсом, который не конфликтует с окружающей средой. Лучшие тиковые деревья растут в Бирме, но леса там не имеют сертификата Лесного попечительского совета (FSC, международная организация, контролирующая цепочку продукции от леса до потребителя). К сожалению, реальность такова, что вырубка тропических лесов приводит к ужасным последствиям для окружающей среды.
С другой стороны, поливинилхлорид производят из нефти, которая тоже постепенно иссякает. Однако во многих синтетических настилах использован переработанный пластик (до 100%), и в теории такой материал можно использовать бесконечно. Высокая износостойкость поливинилхлорида означает, что менять настил придется достаточно редко, а это еще один плюс к экологичности. Не менее важен уход: хотя настоящее дерево не обязательно обрабатывать агрессивными моющими средствами, маслами или отбеливателями, многие капитаны все же это делают, тогда как пластиковой палубе нужны лишь мыло и вода. В идеальном мире самым экологичным вариантом стало бы натуральное дерево, но на практике выигрывают синтетические материалы.
Есть три основных способа. В самом простом (бюджетный ISITEEK) случае элементы настила шириной 45-125 мм нарезают, всухую набирают на палубе и приклеивают. Отдельные элементы склеивают друг с другом, а соединения шпунтуют. Чтобы выровнять пол и удалить воздушные пузыри, используют специальный валик. Преимущество этого способа в применении готовых фрагментов для участков большой площади (кокпит, флайбридж), но они подходят только для поверхностей с параллельным набором без изгиба и скругления. Рулонный материал вырезают по месту и наклеивают на подготовленную поверхность.
Если натуральный тик приклеивают к палубе на эпоксидной смоле, то синтетический настил можно положить на полимерные клеи вроде уретана — дешевле и проще в работе.
Другой вариант (представительский FLEXITEEK) подразумевает изготовление отдельных элементов палубы по лекалам. При таком варианте рулонный материал сваривается в заводских условиях, что позволяет окантовывать люки, изгибы контуров лекала и другие сложные элементы. Так же возможно делать загибы под ступени и другие вертикальные поверхности, что создает иллюзию ступеней, выполненных из цельной древесины.
© для написания статьи использовались материалы журнала MotorBoats