Студия дизайна
палубных покрытий
Москва (499) 686-02-75        Санкт-Петербург (812) 322-91-18

Преимущества и недостатки синтетических палубных настилов

Синтетическое палубное покрытие обычно изготавливают из пластиковых композитов (чаще поливинилхлорид «уличного» класса) их можно рассматривать как альтернативу природному тику. Внешний вид многих настилов копирует натуральную древесину, некоторые, в силу универсальности пластика, дают целую гамму типов и цветов, позволяющую оригинально оформить палубу лодки.

В чем преимущества?

Есть несколько важных преимуществ: необременительный уход и ремонт, устойчивость к механическому износу и выцветанию, воздействию солнца и химических веществ. Добавим сюда простоту производства, хотя она у разных продуктов различается. Учитывая запрет на импорт тика из Бирмы, доступность пластикового аналога тоже можно отнести к плюсам. Среди положительных качеств — небольшой вес и лучшая звуко и термоизоляция, хотя многое зависит непосредственно от толщины пластика (варьируется от 4 до 15 мм).

 

Если вы не зацикливаетесь на традиционной деревянной палубе, то некоторые синтетические материалы могут обеспечить практически неограниченные возможности для авангардного дизайна. Например, компания FLEXITEEK INC предлагает на выбор 4 основных цвета плюс три оттенка швов.

Хорошее ли сцепление у альтернативных материалов?

Наш опыт применения синтетических настилов весьма положительный. Палуба на судне RIB нашего коллеги и производителя катеров Александр Тараненко покрыта Flexiteek, и он полагает, что этот материал по сцеплению подошвы с поверхностью не уступает натуральному дереву.

 

«Синтетический тик отлично работает на моем катере, причем положить его оказалось намного быстрее, чем настоящее дерево, — поясняет Александр — Особенно мне нравится то, что палуба не требует особого ухода: для такой лодки, как RIB, это очень ценно, ведь там постоянно мокро. Единственный минус — в жаркие дни пластик нагревается сильнее древесины. Удивительно, но Flexiteek дает отличное сцепление даже будучи влажным, и это очень важно для обеспечения безопасности на борту».

Так же владельцы суден из стеклопластика утверждают, что даже погруженная в воду купальная платформа не становится опасно скользкой. Другие синтетические настилы также обладают близким к синтетическому «дереву» сцеплением, которое всегда превосходит таковое у любых нескользящих поверхностей стеклопластика.

Насколько убедительна внешняя имитация?

Зачастую синтетические настилы настолько похожи на древесину, что заметить разницу можно, только положив их рядом с натуральным материалом. Некоторые компании производят поручни, планшири, отбойники, упоры для ног и другие изделия из синтетики, а гости и не догадываются, что имеют дело с заменителем дерева. Синтетический аналог Flexiteek напоминает дерево не только визуально, но и по тактильным ощущениям.

 

Столешница из дерева в сочетании с синтетическим настилом

Задача частичной замены деревянного настила на судне была решена использованием Flexiteek Vintage. Таким образом мы добились гармоничного сочетания тиковых ступеней и синтетического пола.

Что в отношении температуры синтетического материала?

Все дело в цвете. Наш опыт и отзывы других яхтсменов говорят о том, что синтетическое дерево одного и того же оттенка на полуденном солнце может нагреваться чуть больше по сравнению с натуральным. Именно поэтому производители часто стараются выпускать более светлые заменители, которые меньше греются. Например, компания Flexiteek INC предлагает продукт под названием Flexiteek White, настил белого цвета. Производитель заявляет, что «флекситик вайт» в среднем на несколько градусов холоднее. Похожий, более прохладный материал можно встретить и у других производителей.

Как чистить этот материал?

В этом одно из самых приятных преимуществ пластикового аналога. Общие рекомендации сводятся к тому, что следует избегать контакта материала с моторным маслом, соляркой и ацетоном, не использовать щетки с черной базой. Материалы непроницаемы для воды, и любые пятна остаются на поверхности, и не нужно беспокоиться о том, что на палубе нельзя разделать рыбу, капнуть крем от загара или уронить поднос с едой. Обычно чистка такого настила сводится к протирке мыльным раствором и водой. При сильном загрязнении следует применять жесткие нейлоновые щетки и специальных химических средств от производителя поливинилхлорида. Кроме того, в отличие от деревянных палуб, пластик не боится мойки под высоким давлением, что оценит загруженный работой экипаж. Если на поверхности образовалось пятно, с которым не справилось моющее средство и вода под напором, его ошкуривают наждачной бумагой (зернистость 40).

Насколько долговечен синтетический аналог дерева?

Синтетические материалы чрезвычайно износоустойчивы благодаря высокой плотности: удельный вес тика 690 кг/м3, тогда как у поливинилхлорида он в два раза больше — 1380 кг/м3, и такой настил очень устойчиво к ударному воздействию. Хотя синтетические материалы и защищены от ультрафиолета, со временем поливинилхлорид может темнеть, но это легко исправить той же наждачкой (шкурить следует только вручную). В отличие от древесины, ошкуривание пластика удаляет лишь поверхностный тонкий слой, поэтому процедуру можно проводить многократно. Это еще один большой плюс, так как количество циклевок дерева толщиной 4 мм строго ограничено.

 

Другой серьезный момент — вода. Даже самый плотный деревянный настил не любит лужиц воды, которые всегда остаются в открытых полостях или углублениях от головок саморезов. Синтетические материалы не гниют и не пропускают воду, посему контактирующие с водой элементы, вроде кормовой платформы, лишь выиграют от пластикового аналога. К тому же на поливинилхлориде гораздо реже растут водоросли.

Как исправить повреждения?

На удивление просто. Крупные выемки и зарубины, которые не удалить наждачной бумагой, можно устранить с помощью наполнителя. В некоторых случаях используется «колбаска» из поливинилхлорида, которая «заваривает» выемку, а в других расплавленный пластик заливается в трещину или выбоину. Поскольку синтетические настилы изотропны, то есть обладают одинаковыми свойствами во всех направлениях, лишняя часть «заплатки» просто срезается, а поверхность ошкуривается, и следы ремонта становятся практически или даже полностью незаметны.

Насколько синтетический материал экологичен?

Древесина является самым экологически чистым и бесконечно обновляемым ресурсом, который не конфликтует с окружающей средой. Лучшие тиковые деревья растут в Бирме, но леса там не имеют сертификата Лесного попечительского совета (FSC, международная организация, контролирующая цепочку продукции от леса до потребителя). К сожалению, реальность такова, что вырубка тропических лесов приводит к ужасным последствиям для окружающей среды.

 

С другой стороны, поливинилхлорид производят из нефти, которая тоже постепенно иссякает. Однако во многих синтетических настилах использован переработанный пластик (до 100%), и в теории такой материал можно использовать бесконечно. Высокая износостойкость поливинилхлорида означает, что менять настил придется достаточно редко, а это еще один плюс к экологичности. Не менее важен уход: хотя настоящее дерево не обязательно обрабатывать агрессивными моющими средствами, маслами или отбеливателями, многие капитаны все же это делают, тогда как пластиковой палубе нужны лишь мыло и вода. В идеальном мире самым экологичным вариантом стало бы натуральное дерево, но на практике выигрывают синтетические материалы.

Как их производят?

Есть три основных способа. В самом простом (бюджетный ISITEEK) случае элементы настила шириной 45-125 мм нарезают, всухую набирают на палубе и приклеивают. Отдельные элементы склеивают друг с другом, а соединения шпунтуют. Чтобы выровнять пол и удалить воздушные пузыри, используют специальный валик. Преимущество этого способа в применении готовых фрагментов для участков большой площади (кокпит, флайбридж), но они подходят только для поверхностей с параллельным набором без изгиба и скругления. Рулонный материал вырезают по месту и наклеивают на подготовленную поверхность.

 

Если натуральный тик приклеивают к палубе на эпоксидной смоле, то синтетический настил можно положить на полимерные клеи вроде уретана — дешевле и проще в работе.

 

Другой вариант (представительский FLEXITEEK) подразумевает изготовление отдельных элементов палубы по лекалам. При таком варианте рулонный материал сваривается в заводских условиях, что позволяет окантовывать люки, изгибы контуров лекала и другие сложные элементы. Так же возможно делать загибы под ступени и другие вертикальные поверхности, что создает иллюзию ступеней, выполненных из цельной древесины.

 

© для написания статьи использовались материалы журнала MotorBoats


>  Другие материалы